Forum

Forum

Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Первые шаги овладения Сновидением в книгах Кастанеды

Начальные рекомендации дона Хуана по настройке Сновидения в 3-й книге "Путешествие в Икстлан". Главное с чего начинается Искусство Сновидения в книгах Кастанеды. Это изначальное намерение и самый сильный посыл читателю, отсюда и нужно начинать. Старт именно тут, а не в 9-й книге "Искусство Сновидения".

Последовательность фрагментов такова, главы: «Открыться Силе», «Битва Силы», «Последняя остановка воина», «Не-делание».

Тема для разбора, а не как начало практики по курсу. Просто расстановка важных акцентов в рамках книг.

Скорректированные по переводу* отрывки про первые шаги в формировании Сновидения:

Основные рекомендации:

— Я научу тебя прямо здесь первому шагу к силе, — сказал он, словно диктуя письмо. — Я научу тебя, как формировать сновидения.

Он опять взглянул на меня и спросил, понимаю ли я его. Я не понимал. Я едва успевал за его словами. Дон Хуан объяснил, что формировать сновидение – значит иметь четкий и прагматичный контроль над общей ситуацией во сне, который можно сравнить с контролем своего выбора в пустыне, скажем, взобраться на холм или укрыться в тени водного каньона.

– Ты должен начать с чего-то очень простого, – сказал дон Хуан. – Сегодня во сне посмотри на свои руки.

Я громко рассмеялся. Его тон звучал так, словно он дает мне повседневные указания.

– Почему ты смеешься? – удивился дон Хуан.
– Как я смогу посмотреть на собственные руки во сне?
– Очень просто: сфокусируй на них взгляд вот так, - он наклонил голову и с открытым ртом уставился на свои руки. Его жест был настолько комичным, что я рассмеялся.
– А серьезно, как вы хотите, чтобы я это сделал? – переспросил я.
– Так, как я только что показал, – отрезал дон Хуан. – Конечно, можешь смотреть, на что, чет возьми, захочешь – на ноги, живот или свой член. Я сказал про руки, потому что мне так проще всего. Не думай, что я шучу. Сновидение – так же серьезно, как видение или смерть в этом чудесном, таинственном мире. Посмотри на это как на развлечение. Представь сколько невероятных вещей ты сможешь постичь. Тот, кто охотится за силой, почти ничем не ограничен в сновидениях.

Я попросил помочь с указаниями.
– Нет никаких подсказок. Просто смотри на руки.
– Наверняка есть что-то еще, – настаивал я.
Он покачал головой и покосился на меня, бросая короткие взгляды.
– Все люди разные. Указанием может быть разве то, что делал я сам, когда учился. Но мы с тобой не одинаковые, даже приблизительно непохожи.
– Все, что вы скажите, может пригодится.
– Проще будет, если ты просто начнешь смотреть на руки.

Дон Хуан, казалось, формулировал мысли, кивая головой вверх-вниз.

– Каждый раз, когда ты смотришь на что-то во сне, оно меняет форму, – произнес он после долгого молчания. – Научиться формировать сновидения - это не просто смотреть на вещи, а удерживать их внешний вид. Сновидение становится реальностью, когда удается сводить всё в фокус. Понимаешь, про что я?

***

– Тебе не обязательно смотреть именно на руки. Я говорил, выбери что угодно. Но выбери что-то одно заранее и найди во сне. Я посоветовал выбрать руки, потому что они всегда будут там. Когда сон начнет менять форму, отведи взгляд от рук и выбери что-нибудь другое, а потом снова – посмотри на руки. Совершенствование этого приема требует много времени.

***

После короткой паузы он как бы между прочим спросил:

– Как у тебя обстоят дела со сновидением? Я сознался, что мне тяжело приказывать себе смотреть на руки. Сначала было легче, но это могло быть связано с новизной концепции. Мне не нужно было напоминать себе смотреть на руки. Но восторг прошел, и ряд ночей я вообще не могу этого сделать.

– Тебе нужно спать с повязкой, – сказал дон Хуан. – Добыть ее не так-то просто, а свою я отдать не могу. Ты должен сделать повязку сам. Но сделать ее ты не сможешь пока не увидишь ее во сне. Понимаешь про что я? Повязку нужно сделать в соответствии с определенным образцом. Сквозь нее должна идти полоса, плотно прилегающая к макушке головы. Конечно, ты мог бы спать в маленькой шапке, но для сновидений лучше, когда на голове имеешь предмет силы. Ты мог бы спать в своей шляпе или капюшоне, но это вызовет только интенсивные сны, а не сновидения.

Дон Хуан замолчал, а потом начал быстро объяснять, что не обязательно увидеть повязку во сне, на нее можно натолкнуться и когда не спишь, в результате какого-нибудь события, якобы не имеющего отношения к делу, как например, благодаря наблюдению за птицами, течением воды, облаками и подобному.

***

Я пытался настаивать, но он резко сменил тему, спросив меня про успехи со сновидением.

Мне начали сниться конкретные места. Такие как университет или дома нескольких друзей.

– Ты бываешь там днем или ночью?

События в моих снах совпадали с графиком дня: если снился университет, тогда сон происходил днем, если снились дома друзей - вечером.

Дон Хуан предложил спать на протяжении дня и попытаться визуализировать, например, дом кого-то из друзей, чтобы проверить, что события во сне будут происходить днем.

Он сказал, что ночные сны должны происходить ночью, а дневные - на протяжении дня, и не по-другому, потому что в таком случае пользы от таких снов мало, они не будут полноценными сновидениями.

– Ты можешь облегчить себе работу, выбрав конкретный объект, который находиться в том месте, куда ты хочешь попасть во сне. Сконцентрируйся на нем, – продолжил дон Хуан.

– Как, например, выбери на этой вершине конкретный куст и смотри на него до тех пор, пока он не отпечатается в твоей памяти. Ты сможешь вернуться сюда во сне, просто вспоминая этот куст или гору, на которой мы сидели. Путешествовать в сновидении легче, когда ты можешь фокусироваться на месте силы, как на этом, где мы сейчас. Но если ты не хочешь возвращаться сюда, выбери другое место. Возможно, университет, в котором ты бываешь, является для тебя местом силы. Используй его. Выбери предмет который там есть, и тогда найди в своем сне. Когда найдешь, посмотри на руки, а потом снова на предмет. Повторяй эти действия.

***

Объяснение частного случая для Сновидения в рамках концепции "не-делания":

И только после захода солнца дон Хуан обернулся ко мне и спросил, как у меня дела со сновидением.  Я ответил, что сначала все было просто, но теперь у меня есть сложности с поиском рук в своих снах.

– Сначала было легче, потому что ты пользовался моей личной силой, – сказал дон Хуан, – Теперь ты пуст. Но не оставляй попыток, пока не накопишь достаточно собственной силы. Сновидение – это не-делание во снах. Овладевая им в жизни, ты улучшишь и сновидения. Маневр в том, чтобы не прекращать поиски рук, даже когда не веришь в то, что это имеет какое-то значение. Я уже говорил: не обязательно верить, чтобы действовать, но веря, просто занимаешься не-деланием.

– Мне больше нечего сказать о сновидении. Все иное, что я скажу будет не-деланием. Если бы ты копнул в этом направлении, сам бы знал, что делать в сновидении. А сейчас поиск рук имеет огромное значение.

* Перевод на русский язык содержит крайне много искажений и выдумок переводчиков. Теряется не только живая речь персонажей, но и искажаются идеи, которые они озвучивают.

В действительности, только редактируя эти фрагменты я осознал весь масштаб искажения самиздатовского перевода.

Напрочь убит живой разговорный язык. Такое впечатление, что это не репортаж, а какой-то доклад на съезде литераторов. Куча не просто не нужных и не живых оборотов речи, но и буквально выдуманных предложений. Многие вещи искажены и додуманы... Теперь я понимаю, почему некоторые считают, что диалоги в книгах смотрятся порой несколько искусственно. А оно потому что так и есть в связи с таким переводом.

В недавно изданных книгах на украинском языке такого нет. Перевод на порядки лучше и профессиональней (особенно 1-я книга). Да, есть некоторые мелкие неточности, но их обещали исправить (я уже общался по этому вопросу). Это я осознал, когда сравнил переводы для этих отрывков. Закончилось тем, что я просто стал переводить напрямую с украинского на русский и сверяться с оригиналом. Поэтому еще раз советую всем, кто знает украинский язык - приобрести книги Кастанеды на нем.

Всё, пожаловался :), далее выделю ключевые моменты преисполненные ценности.

Здесь я выделю важные нюансы касательно практики Сновидения, остальное будем рассматривать в разделе герменевтики книг Кастанеды.

Фрагменты, которые надо хорошенько осмыслить:

Я научу тебя, как формировать сновидения.

Интересный смысловой акцент. Что касается старого перевода, то "настройка" звучит как-то технично, хотя перевод также верен. Мне кажется, что в данном случае лучше подошло бы "открывать сновидения" или "вызывать сновидения". Уверен "вызывать" - самое подходящее в контексте 3-й книги.

формировать сновидение – значит иметь четкий и прагматичный контроль над общей ситуацией во сне, который можно сравнить с контролем своего выбора в пустыне, скажем, взобраться на холм или укрыться в тени водного каньона.

Ключевое слово - контроль. Иметь четкий контроль, указание направленно на намеревание контролируемых сновидений. В переводах нам советуют "сознательно управлять" и "формировать ситуации", что уносит в сторону нынешних типичных осознанных сновидений (люцидных сновидений). Тонкая развилка.

Представь сколько невероятных вещей ты сможешь постичь.

Акцент - постигать. А не еще что-то, что предлагают в других переводах.

Научиться формировать сновидения - это не просто смотреть на вещи, а удерживать их внешний вид.

Внешний вид, а не изображение или еще как-то. Почему важно? Потому что "изображение" - это не обязательно характеристика вещи. Нужно удерживать вещи так, как они выглядят, а не изображаются. Изображение может быть ментальным или порожденным воображением. Тонкий момент и еще одна смысловая развилка, включая буквально практическое указание что делать.

Сновидение становится реальностью, когда удается сводить всё в фокус.

Обратите внимание - всё в фокус. И то, что важность фокуса как такового в разных аспектах, была подмечена мной до того, как вышел новый перевод (кто проходил тренинг по Сновидению в курсе :)).

Когда сон начнет менять форму, отведи взгляд от рук и выбери что-нибудь другое, а потом снова – посмотри на руки. 

Хороший акцент - сон меняет форму, а не вещи во сне. Говорит о том, что техника "взгляда на руки" фиксирует сновидение (состояние), а не работает внутри с объектами (содержанием).

Сквозь нее должна идти полоса, плотно прилегающая к макушке головы.

Обратили внимание? Макушка головы.

но это вызовет только интенсивные сны, а не сновидения.

Заметьте "интенсивные сны", а не просто - "обычные сны" как переводят везде.

Он сказал, что ночные сны должны происходить ночью, а дневные - на протяжении дня, и не по-другому, потому что в таком случае пользы от таких снов мало, они не будут полноценными сновидениями.

Прямое указание на соответствие времени суток. И снова - "не полноценные сновидения" (а люцидные по-нашему?), а не "обычные сны" как переводят везде.

– Ты можешь облегчить себе работу, выбрав конкретный объект, который находиться в том месте, куда ты хочешь попасть во сне. 

Подразумевается не просто помощь в настройке Сновидения, но и потенциальной проверке.

Выбери предмет который там есть, и тогда найди в своем сне. Когда найдешь, посмотри на руки, а потом снова на предмет. Повторяй эти действия.

Нюанс в настройке Сновидения. Обратите внимание.

Сновидение – это не-делание во снах. Овладевая им в жизни, ты улучшишь и сновидения.

Очень правильный нюанс - не-делание во снах. То есть - указание на конкретный навык формирующий сновидения. Ведь действительно в Сновидении есть не-делание, как конкретный феномен восприятия, функция, а не концепция, как часто понимают этот момент, когда неправильно переводят "сновидение - не-делание сна". Где оно понимается как нечто противоположное сну, а не конкретное свойство осознания применимое во снах. Даже если перевести "сновидение - не-делание снов", все равно мы имеем указание на "сны" в множественном числе, что дает нам правильное направление мысли. Плюс сведение о том, что не-делание наяву помогает сновидеть.

Последний пример показателен. Из-за такой казалось бы мелочи, воздвигли целые умозрительные построения про "сновидение - это не-делание сна", когда в действительности речь шла о вполне конкретном усилии во снах. И кто после этого скажет, что качественный перевод не важен? Ведь подменяются фундаментальные идеи, а значит и то, что последует далее.

Итак, тонкие нюансы для разбора Сновидения показал, осмыслите их. А более детально будем разбирать и размышлять над книгами в соответствующем разделе форума.

Краткая схема из 5-й книги, которую мы можем соотнести с тремя вратами из 9-й книги:

Нахождение моих рук во сне было первым указанием; затем внимание уделялось поиску объектов, поиску специфических особенностей, таких как здания, улицы и так далее.

Оттуда осуществлялся прыжок к сновидению об определенных местах в определенное время суток.

Заключительным этапом было привлечение «внимания нагваля» к сосредоточению на полном «я». Дон Хуан сказал, что эта стадия обычно сопровождается сном, который многие из нас видели однажды, когда кто-то смотрит на себя, спящего в постели.

Соответственно по абзацам: технические задачи на 1-е, 2-е и 3-е врата Сновидения.