Почему «магические пассы» на самом деле не «магические»

Почему «магические пассы» на самом деле не «магические»

Почему? Потому что это не название и определение данного практического искусства, а аллегория на эффект от телесной практики в которой используются особые позиции тела и движения. Судя по всему, у этой практики нет аутентичного названия в рамках традиции линии дона Хуана. Поэтому он постоянно шутил про «хруст суставами», а Карлос Кастанеда после оформления их в систему и модернизации назвал «Тенсегрити».

Называя же их «магическими» Кастанеда следует тенденции, в которой он употребляет слово «магическое» как описание чего-то неописуемого, чудесного и завораживающего. Ведь как мы уже выяснили, Кастанеда не практиковал «магию» и не называл эту область знания так в своих книгах. Здесь же говоря о «магичности» пассов он аллегорически подразумевает их неописуемый эффект на тело и сознание, то качество, которое привносит эта практика в осознание, а не определяет данное искусство буквальным названием отрасли знания — «магические пассы». О чем вобщем-то и говорится в книге.

И именно поэтому Кастанеда не имел представления, что повторяя за доном Хуаном десять «похрустываний суставами» (в русском переводе этого абзаца про количество нет; впрочем как и других вещей вырезанных или переведенных неправильно), он выполняет именно «магические пассы». Или когда учит первое движение для своего «танца силы» или других брухарских манипуляций из первых книг — он учится «магическим пассам». Но еще в первой книге «Наставления дона Хуана» упоминает, что есть области знаний и практик, которые он выделяет в отдельные категории («танцы» и прочее), но не включает в свою полевую работу, так как ее тема – другая. Впрочем, как и «странные танцы Сакатеки» он не относит к данному искусству, хотя на годичном семинаре в 1971-72 году для студентов университета (после получения доктора антропологии на основе материала 2 и 3 книги) показывает специфические движения именно такого рода (описание со слов свидетелей):

Искали особый круг из камней. Когда приехали на место, Карлос разгорячился и начал показывать некоторые упражнения и техники магов яки, в частности установление контакта с линиями мира. Все столпились вокруг него. Карлос держал ноги под прямым углом, вытянув левую руку, а правую расположив параллельно земле и согнув ее внутрь к груди. Левую ладонь он повернул к спине, а правую — к груди. Затем он начал быстро шевелить пальцами обеих рук, как будто играя на гигантском банджо. Карлос сжал руки в кулаки и грациозно повернулся вокруг себя, приняв боксерскую стойку.

Он остановился, напряженный и собранный, вытянув руки и согнув ноги в решительном полуприседе с неподвижным взглядом. И вдруг они появились — линии мира! Сеть, паутина, космический поток! «Оп! — выкрикнул Карлос, переходя в расслабленную позицию. — Вот они. Линии мира».

Как видим типичное движение как по описанию, так и по смыслу и задаче.

Интересно также, что в английском языке слово «pass» имеет другие значения: проход и передача. Что наталкивает на иной смысл, как особых движений-проходов с помощью которых передается новое восприятие или состояние осознания или, как сказано в книге — перераспределяется энергия. Именно в этом ключе эти движения показаны в книге Тайши Абеляр и, что интересно, в эпизоде с семинара Кастанеды упоминание о котором будет ниже.

Так что, это не пассы руками в каких-то магических ритуалах (как иногда почему-то думают). Нет! С подобной деятельностью они не имеют ничего общего. Эти движения ближе шаманским жестам или этническим ритуальным танцам, которые и есть отголосок подобных практик.

Поэтому слишком серьезное отношение к названию «магические пассы» выглядит несерьезным и лишено оснований делать его именем собственным. «Пассы» настолько же «магические», насколько «чудесно» чудесное летнее утро или «волшебна» волшебная звездная ночь. А название и определение этого искусства есть, и оно – Тенсегрити*.

*именно Тенсегрити, без Ё (это еще одна ошибка перевода книг на русском).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *